ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Утвержден

Постановлением Правительства

Кыргызской Республики

№ 1179/1 от 15 “сентябрь” 20 15 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

НАПРАВЛЕНИЕ: 532300 КИТАЕВЕДЕНИЕ

Квалификация (степень) – Бакалавр

Бишкек - 2012
1. Общие положения

1.1. Настоящий Государственный образовательный стандарт по направлению 532300 Китаеведение высшего профессионального образования разработан Министерством образования и науки Кыргызской Республики в соответствии с Законом "Об образовании" и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в области образования и утвержден в порядке, определенном Правительством Кыргызской Республики.

Выполнение настоящего Государственного образовательного стандарта является обязательным для всех вузов, реализующих профессиональные образовательные программы по подготовке бакалавров, независимо от их организационно-правовых форм.

1.2. В настоящем Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования используются термины и определения в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об образовании" и международными документами в сфере высшего профессионального образования, принятыми Кыргызской Республикой в установленном порядке:

- основная образовательная программа - совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и организацию реализации образовательного процесса по соответствующему направлению подготовки;

- направление подготовки - совокупность образовательных программ для подготовки кадров с высшим профессиональным образованием (специалистов, бакалавров и магистров) различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки;

- профиль - направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;

- цикл дисциплин - часть образовательной программы или совокупность учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;

- модуль - часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;

- компетенция - динамичная комбинация личных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для занятия профессиональной деятельностью в соответствующей области;

- бакалавр - академическая степень, которая присваивается по результатам аттестации лицам, успешно освоившим соответствующие основные образовательные программы высшего профессионального образования с нормативным сроком обучения не менее 4 лет, и дает право ее обладателям заниматься определенной профессиональной деятельностью или продолжать обучение для получения академической степени "магистр" по соответствующему направлению;

- магистр - академическая степень, которая присваивается по результатам аттестации лицам, имеющим академическую степень бакалавра по соответствующему направлению и успешно освоившим основные образовательные программы высшего профессионального образования с нормативным сроком обучения не менее двух лет, и дает право ее обладателям заниматься определенной профессиональной деятельностью или продолжать обучение в аспирантуре;

- кредит (зачетная единица)- условная мера трудоемкости основной профессиональной образовательной программы;

- результаты обучения - компетенции, приобретенные в результате обучения по основной образовательной программе/модулю.

1.3. Сокращения и обозначения.

В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ГОС - Государственный образовательный стандарт;

ВПО - высшее профессиональное образование;

ООП - основная образовательная программа;

УМО - учебно-методическое объединение;

ЦД ООП - цикл дисциплин основной образовательной программы;

ОК - общенаучные компетенции;

ИК - инструментальные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

СЛК - социально-личностные и общекультурные компетенции.

2. Область применения

2.1. Настоящий Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее - ГОС ВПО) представляет собой совокупность норм, правил и требований, обязательных при реализации ООП по направлению подготовки бакалавров 532300 Китаеведение и является основанием для разработки учебной и организационно-методической документации, оценки качества освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования всеми образовательными организациями высшего профессионального образования (далее - вузы) независимо от их организационно-правовых форм, имеющих лицензию или государственную аккредитацию (аттестацию) на территории Кыргызской Республики.

2.2. Основными пользователями настоящего ГОС ВПО по направлению 532300 Китаеведение являются:

- администрация и научно-педагогический (профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники) состав вузов, ответственные в своих вузах за разработку, эффективную реализацию и обновление основных профессиональных образовательных программ с учетом достижений науки, техники и социальной сферы по данному направлению и уровню подготовки;

- студенты, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению основной образовательной программы вуза по данному направлению подготовки;

- объединения специалистов и работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности;

- учебно-методические объединения и советы, обеспечивающие разработку основных образовательных программ по поручению центрального государственного органа исполнительной власти в сфере образования Кыргызской Республики;

- государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие финансирование высшего профессионального образования;

- уполномоченные государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие контроль соблюдения законодательства в системе высшего профессионального образования, осуществляющие аттестацию, аккредитацию и контроль качества в сфере высшего профессионального образования.

2.3. Требования к уровню подготовленности абитуриентов.

2.3.1. Уровень образования абитуриента, претендующего на получение высшего профессионального образования с присвоением академической степени "бакалавр", - среднее общее образование или среднее профессиональное (или высшее профессиональное) образование.

2.3.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем общем образовании или среднем профессиональном (или высшем профессиональном) образовании.

2.3.3 . При приеме на подготовку бакалавров в области искусства и физической культуры вуз имеет право проводить дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности.

3. Общая характеристика направления подготовки

3.1. В Кыргызской Республике по направлению подготовки 532300 Китаеведение реализуются следующие:

- ООП ВПО по подготовке бакалавров;

- ООП ВПО по подготовке магистров.

Выпускникам вузов, полностью освоившим ООП ВПО по подготовке бакалавров и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в установленном порядке, выдается диплом о высшем образовании с присвоением академической степени "бакалавр".

Выпускникам вузов, полностью освоившим ООП ВПО по подготовке магистров и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в установленном порядке, выдается диплом о высшем образовании с присвоением академической степени "магистр".

3.2. Нормативный срок освоения ООП ВПО подготовки бакалавров по направлению 532300 Китаеведение на базе среднего общего или среднего профессионального образования при очной форме обучения составляет не менее 4 лет.

Сроки освоения ООП ВПО подготовки бакалавров по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий, увеличиваются вузом на один год относительно установленного нормативного срока освоения при очной форме обучения.

Иные нормативные сроки освоения ООП ВПО подготовки бакалавров и магистров устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

3.3. Общая трудоемкость освоения ООП ВПО подготовки бакалавров составляют не менее 240 кредитов (зачетных единиц).

Трудоемкость ООП ВПО по очной форме обучения за учебный год равна не менее чем 60 кредитам (зачетным единицам).

Трудоемкость одного учебного семестра равна 30 кредитам (зачетным единицам) (при двухсеместровом построении учебного процесса).

Один кредит (зачетная единица) равен 30 часам учебной работы студента (включая его аудиторную, самостоятельную работу и все виды аттестации).

Трудоемкость ООП по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий обучения за учебный год составляет не менее 48 кредитов (зачетных единиц).

3.4. Цели ООП ВПО по направлению подготовки 532300 Китаеведение в области обучения и воспитания личности.

3.4.1. В области обучения целью ООП ВПО по направлению подготовки 532300 Китаеведение является подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных знаний; получение высшего профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности; обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

3.4.2. В области воспитания личности целью ООП ВПО по направлению подготовки 532300 Китаеведение является формирование социально-личностных качеств студентов, т.е. целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданской позиции, коммуникативности, толерантности, повышения общей культуры.

3.5. Область профессиональной деятельности выпускников.

Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 532300 Китаеведение включает организации и частные лица, нуждающиеся в комплексной систематизированной информации о современном состоянии и исторических и лингвистических основах политико-правовой и социально-экономической ситуации в зарубежных странах, относящихся к конкретному региону, а также осуществляющие международную деятельность в этом регионе. В том числе: органы государственной власти и управления, международные организации, негосударственные организации, коммерческие организации, средства массовой информации, научно-исследовательские и образовательные учреждения и т.д.

3.6. Объекты профессиональной деятельности выпускников.

Объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 532300 Китаеведение являются:

· Теория изучаемых иностранных языков;

· Иностранные языки и культуры стран изучаемых языков.

· Министерство иностранных дел. Виды профессиональной деятельности: дипломатическая, консультационная, экспертная и переводческая

· Посольства, консульства и другие дипломатические представительства, учреждения Кыргызской Республики в зарубежных странах. Виды профессиональной деятельности: организационная - управленческая, консультационная, экспертно-аналитическая, информационная и т.д.

· Центральные и местные органы государственной власти (Администрация президента, кенеши). Виды профессиональной деятельности:, консультационная, организационно – управленческая, экспертно-аналитическая.

· Культурно-просветительные упреждения (музеи, библиотеки, архивы, общества охраны памятников истории и культуры, специальные фонды и др.). Виды профессиональной деятельности: консультационная, экспертно-аналитическая, просветительская.

· Общественные организации, местные отделения международных организаций, фондов. Виды профессиональной деятельности: информационная, консультационная, экспертная и переводческая и т.д.

3.7. Виды профессиональной деятельности выпускников.

Бакалавр по направлению подготовки 532300 Китаеведение должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:

  • производственно-практическая;
  • научно-методическая;
  • научно-исследовательская;
  • организационно-управленческая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым, в основном, готовится обучающийся, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

3.8. Задачи профессиональной деятельности выпускников. Бакалавр по направлению подготовки 532300 Китаеведение должен решать следующие профессиональнее задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности.

3.8. Задачи профессиональной деятельности бакалавра:

производственно-практическая деятельность:

анализ и применение на практике действующих образовательных стандартов и программ;

применение современных приемов, организационных форм и технологий воспитания, обучения и оценки качества результатов обучения;

обеспечение межкультурного общения в различных профессиональных сферах;

выполнение функций посредника в сфере межкультурной коммуникации;

обработка кыргызскоязычных, русскоязычных и иноязычных текстов в производственно-практических целях;

осуществление первичной оценки документов с точки зрения актуальности информации;

реферирование и аннотирование текстов любой степени сложности и любой тематики;

составление аналитических тематических отчетов, обзоров, справок по материалам средств массовой информации;

экспертный лингвистический анализ звучащей речи и письменных текстов на любом языке в производственно-практических целях;

разработка средств информационной поддержки лингвистических областей знания;

содействие в организации конгрессно-выставочной деятельности, в том числе в зарубежных странах, относимых к данному региону;

подготовка информационных материалов по мероприятиям, относящимся к конгрессно-выставочной деятельности, в том числе на иностранных языках.

описание продукции (работ, услуг), производимой организацией;

описание организационной структуры организации;

описание существенных, по мнению студента, производственных характеристик подразделения, показывающие основные моменты производственной деятельности и ее особенности;

научно-методическая деятельность:

проектирование целей воспитания и обучения, конкретизация педагогических задач для различных групп обучающихся;

разработка учебно-методических материалов с использованием современных информационных ресурсов и технологий;

составление баз данных, словников, методических рекомендаций в профессионально ориентированных областях перевода;

разработка, внедрение и сопровождение лингвистического обеспечения электронных информационных систем и электронных языковых ресурсов различного назначения;

проведение учебных занятий и внеклассной работы по языку в учреждениях общего и среднего специального образования;

подготовка учебно-методических материалов для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик;

распространение и популяризация лингвистических знаний и воспитательная работа с учащимися.

научно-исследовательская деятельность:

выявление и критический анализ конкретных проблем межкультурной коммуникации, влияющих на эффективность межкультурных и межъязыковых контактов;

проведение эмпирических исследований проблемных ситуаций и диссонансов в сфере межкультурной коммуникации;

апробация (экспертиза) программных продуктов лингвистического профиля;

изучение и критический анализ в профессиональных целях материалов исследований в соответствующей области и международных отношений с применением современных методик обработки результатов научных исследований;

проведение самостоятельных исследований в целях повышения своего общепрофессионального уровня, использования результатов исследований в практической деятельности и подготовки к продолжению образования;

проведение постоянной информационно-поисковой работы с целью расширения активного запаса переводческих соответствий, обогащения персонального тезауруса переводчика, изучения специальной терминологии в различных сферах, формирования необходимых фоновых знаний.

организационно-управленческая деятельность:

организация деловых переговоров, конференций, симпозиумов, семинаров с использованием нескольких рабочих языков;

организация информационно-поисковой деятельности, направленной на совершенствование профессиональных умений в области методики преподавания и перевода;

применение тактик разрешения конфликтных ситуаций в сфере межкультурной коммуникации;

организация процессов по формализации лингвистического материала в соответствии с поставленными задачами.

4. Общие требования к условиям реализации ОПП

Общие требования к правам и обязанностям вуза при реализации ООП.

4.1.1. Вузы самостоятельно разрабатывают ООП по направлению подготовки 532300 Китаеведение. ООП разрабатывается на основе соответствующего ГОС по направлению 532300 Китаеведение Кыргызской Республики с учетом потребностей рынка труда.

Вузы обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, придерживаясь рекомендаций по обеспечению гарантии качества образования в вузе, заключающихся:

- в разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;

- в мониторинге, периодическом рецензировании образовательных программ;

- в разработке объективных процедур оценки уровня знаний и умений студентов, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев;

- в обеспечении качества и компетентности преподавательского состава;

- в обеспечении достаточными ресурсами всех реализуемых образовательных программ, контроле эффективности их использования, в том числе путем опроса обучаемых;

- в регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями;

- в информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

4.1.2. Оценка качества подготовки студентов и выпускников по направлению 532300 Китаеведение должна включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию. Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей ООП создаются базы оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др., позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Базы оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ определяется вузом с учетом Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов.

4.1.3. При разработке ООП должны быть определены возможности вуза в формировании социально-личностных компетенций выпускников. Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

4.1.4. ООП вуза должна содержать дисциплины по выбору студента в объеме не менее одной трети вариативной части каждого ЦД. Порядок формирования дисциплин по выбору студента устанавливает ученый совет вуза.

4.1.5. Вуз обязан обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения.

4.1.6. Вуз обязан ознакомить студентов с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные студентами дисциплины становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

4.2. Общие требования к правам и обязанностям студента при реализации ООП.

4.2.1. Студенты имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение учебных дисциплин по выбору студента, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины.

4.2.2 . При формировании своей индивидуальной образовательной траектории студент имеет право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин и их влиянию на будущий профиль подготовки (специализацию).

4.2.3. В целях достижения результатов при освоении ООП в части развития СЛК студенты обязаны участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

4.2.4. Студенты обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

4.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 45 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения определяется ГОС с учетом уровня ВПО и специфики направления подготовки в пределах 50% от общего объема, выделенного на изучение каждой учебной дисциплины.

4.4. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 16 часов в неделю.

4.5. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

4.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

5. Требования к ООП подготовки бакалавров

5.1 . Требования к результатам освоения ООП подготовки бакалавра.

Выпускник по направлению 532300 Китаеведение с присвоением академической степени «бакалавр» в соответствии с целями ООП и задачами профессиональной деятельности, указанными в пп. 3.4 и 3.8 настоящего ГОС ВПО, должен обладать следующими компетенциями:

а) универсальными:

- общенаучными (ОК):

· ОК-1. Владеет целостной системой научных знаний об окружающем мире, способен ориентироваться в ценностях жизни, культуры.

· ОК-2. Использует базовые положения математических /естественных/ гуманитарных/экономических наук при решении профессиональных задач.

· ОК-3. Может приобретать новые знания с большой степенью самостоятельности, с использованием современных и информационных технологий.

· ОК-4. Понимает и применяет традиционные решения, находит подходы к их реализации и участвует в работе над проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности.

· ОК-5. Способен анализировать и оценивать социально-экономические и культурные последствия новых явлений в науке, технике и технологии, профессиональной сфере.

· ОК-6. На научной основе оценивает свой труд, с большой степенью самостоятельности анализирует результаты своей деятельности.

-инструментальными (ИК):

· ИК-1. Воспринимает, обобщает и анализирует информацию, ставит цели и выбирает пути их достижения.

· ИК-2. Логически верно, аргументированно и ясно строит устную и письменную речь на государственном и официальном языках.

· ИК-3. Владеет одним из иностранных языков на уровне социального общения (проф).

· ИК-4. Осуществляет деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации.

· ИК-5. Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с компьютерами как средством управления информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах.

· ИК-6. Способен участвовать в разработке организационных решений.

-социально-личностными (СЛК):

· СЛК-1. Способен к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений.

· СЛК-2. Умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков.

· СЛК-3. Готов к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества, может занимать активную гражданскую позицию.

· СЛК-4. Умеет использовать полученные знания, необходимые для здорового образа жизни, охраны природы и рационального использования ресурсов.

· СЛК-5. Может работать в коллективе, в том числе над междисциплинарными проектами.

б) профессиональными (ПК):

в области производственно-практической деятельности:

- владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ПК-1);

- имеет представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия (ПК-2);

- владеет основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия) (ПК-3);

- владеет основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями (ПК-4);

- умеет использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (приветствие, прощание, поздравление, извинение, просьба) (ПК-7);

- владеет методикой подготовки к выполнению перевода, включая поиск информации в справочной, специальной литературе и компьютерных сетях (ПК-8);

- знает основные способы достижения эквивалентности в переводе и умеет применять основные приемы перевода (ПК-5);

- способен к профессиональной адаптации в меняющихся производственных условиях на основе эффективного научно-методического анализа соответствующей речевой коммуникации (ПК-6);

- способен оценивать качество и содержание информации, выделять наиболее существенные факты и концепции, давать им собственную оценку и интерпретацию (ПК-7);

- способен осуществлять реферирование и аннотирование письменных текстов (ПК-8);

- способен быстро переключаться с одного рабочего языка на другой (ПК-9);

- способен воспринимать на слух аутентичную речь в естественном для носителей языка темпе, независимо от особенностей произношения и канала речи (от живого голоса до аудио- и видеозаписи) (ПК-10);

- владеет международным этикетом и правилами поведения переводчика в различных ситуациях устного перевода (по политико-правовой и социально-экономической проблематике как минимум с одного иностранного языка, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций) (ПК-11);

- обладает необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур (ПК-12);

- умеет моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов (ПК-13);

- умеет работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач (ПК-14);

- знает современный дипломатический протокол и этикет и готов соблюдать требования (ПК-15);

- может охарактеризовать основы конституционного строя и политических систем стран, относимых к конкретному региону (ПК-16);

- способен охарактеризовать основные тенденции развития экономики, социального и культурного развития стран, относимых к конкретному региону конкретного региона (ПК-17);

- может дать правовую оценку нормативно-правовым документам международных организаций, относящихся к конкретному региону, в соответствии с принципами и механизмами международного права (ПК-18);

- умеет оценивать влияние основных факторов, определяющих политико-правовую и социально-экономическую жизнь зарубежных стран, относимых к конкретному региону (ПК-19);

в области научно-методической деятельности:

- владеет теоретическими основами обучения иностранным языкам, закономерностями становления способности к межкультурной коммуникации (ПК-20);

- способен применять на практике основные социологические методы (интервью, анкетирование, наблюдение и т.д.) (ПК-21);

- способен на практике использовать базовые принципы организации конгрессно-выставочной деятельности и умение использовать его на практике (ПК-22);

- умеет использовать достижения отечественного и зарубежного методического наследия, современных методических направлений и концепций для решения конкретных методических задач практического характера (ПК-23);

в области научно-исследовательской деятельности:

- умеет структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладает способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач (ПК-24);

- умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности (ПК-25);

- может проводить лингвопереводческий и лингвострановедческий комментарий текста (ПК-26);

- умеет давать комплексную характеристику основным параметрам и тенденциям социального, политического, экономического и культурного развития стран изучаемых языков (ПК-27);

- обладает способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования (ПК-28);

в области организационно-управленческой деятельности:

- ориентируется на рынке труда и занятости в части, касающейся своей профессиональной деятельности (обладает системой навыков экзистенциальной компетенции - изучение рынка труда, составление резюме, проведение собеседования и переговоров с потенциальным работодателем) (ПК-29);

- способен использовать на практике основы современной экономической теории, макро- и микроэкономики, знания о структурах и механизмах функционирования международной торговли и финансовых рынков применительно к изучаемому региону, а также об основных тенденциях интеграционных процессов в изучаемом регионе (ПК-30);

- способен дать политико-правовую и социально-экономическую характеристику группы стран, относимых к конкретному региону (ПК-31);

- способен сформулировать цели и задачи, а также особенности международной деятельности применительно к работе органа государственной власти, коммерческого предприятия, неправительственной организации (ПК-32);

- способен пользоваться на практике понятийно-категориальным аппаратом современной политической философии, политической теории, теории международных отношений, сравнительной политологии (ПК-33);

- способен самостоятельно составлять пресс-релизы о конкретном мероприятии или о деятельности органа власти, коммерческого предприятия или неправительственной организации (ПК-34).

5.2. Требования к структуре ООП подготовки бакалавров.

ООП подготовки бакалавров по направлению 532300 Китаеведение предусматривает изучение следующих учебных циклов и разделов:

Б.1 - гуманитарный, социальный и экономический цикл;

Б.2 - математический и естественнонаучный цикл;

Б.3 - профессиональный цикл

Б.4 - физическая культура;

Б.5 - практика и/или научно-исследовательская работа.

Б.6 -итоговая государственная аттестация

Таблица – Структура ООП ВПО подготовки бакалавра

Код

УЦ

ООП

Учебные циклы и проектируемые

результаты их освоения

Трудо-емкость

кредиты (зачетная единица)

Перечень дисциплин для разработки примерных программ

Коды форми-руемых компетенций

Б.1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл (ГСЭ)

36-50

Базовая часть

26-30

В результате изучения дисциплин базовой части цикла бакалавр должен:

Знать:

главные события, явления и проблемы отечественной истории; основные этапы, тенденции и особенности развития отечественного исторического процесса; хронологию, основные понятия, определения, термины и ведущие мировоззренческие идеи курса; основные труды крупнейших отечественных историков;

- сущность философского мышления, этапы формирования и развития истории философии: основные школы, направления, концепции истории философии;

- семь заповедей Манаса.

Иметь представление :

-- об основных способах сочетаемости лексических единиц и основных словообразовательных моделях;

- о характерных способах и приемах отбора языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения;

- о предметной, мировоззренческой, методологической специфике гуманитарных  наук; 

- об историческом значении эпоса «Манас», об эпосе «Манас» как образце мировой культуры, как основе национальной идеологии..

Уметь:

- анализировать оригинальную кыргызско- (русско-) -язычную литературу в области профессиональной деятельности для получения необходимой информации;

- грамотно и логично передавать свои суждения в устной и письменной форме, в том числе с использованием современных информационных технологий;

- использовать неадаптированные материалы на иностранных языках, в том числе учебные;

-выявлять и обосновывать значимость исторических знаний для анализа и объективной оценки фактов и явлений отечественной истории; определять связь исторических знаний со спецификой и основными сферами деятельности; извлекать уроки из истории и делать самостоятельные выводы по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому;

- воспринимать логику формирования и развития философской мысли, раскрывать фундаментальные способы усвоения и осмысления ключевых философских проблем, а также анализировать общее и особенное в характере и способах их решения; использовать полученные знания при изучении других гуманитарных дисциплин и дисциплин естественнонаучного цикла.

- ориентироваться в информационных потоках современного мира;

- передать героизм образов и историческое, этнографическое, культурологическое, философское значение эпоса «Манас».

Владеть:

-основными приемами культурного мышления и речи;

- основными приемами письменной коммуникации, в том числе на иностранных языках, и с использованием современных информационных технологий;

- навыками публичной речи;

- навыками рефлексии, способностью к адекватной оценке результатов своей профессиональной деятельности;

- навыками самообразования, способностью к получению новых знаний, к адаптации в новых условиях религиоведческой деятельности в соответствии с принципами непрерывного образования;

- основными методами систематизации информации, принятыми в социальных и гуманитарных науках, умением применять их на практике, в том числе с использованием современных информационных технологий;

- принципами толерантности, единства, справедливости и дружбы народов, основанными на 7 заповедях Манаса, и обязанностями перед Отечеством.

ОК-1-3

ИК-1-6

СЛК-1-5

ПК-1

ПК-2

ПК-7

ПК-8

ПК-23

ПК-29

ПК-31

ПК-51

ПК-52

Вариативная часть

(знания, умения и уровни владения ими определяются ООП вуза)

Б.2

Математический и естественнонаучный цикл

25-30

Базовая часть

15-20

В результате изучения дисциплин базовой части цикла бакалавр должен:

иметь представление:

- о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях;- о месте и роли информационных технологий в науке и современном образовании;

- об основных математических структурах и методах, о математическом моделировании, вероятности и статистике, математических моделях, алгоритмах и языках программирования, стандартном программном обеспечении профессиональной деятельности, основных понятиях информации и методах ее защиты, о компьютерном практикуме;

- о структуре, принципах работы и основных возможностях компьютера;

- о языках программирования и стандартных программах для обеспечения своей профессиональной деятельности;

- о структуре биосферы, экосистемы, взаимоотношениях организма и среды, экологии и здоровье человека, глобальных проблемах окружающей среды.

Уметь:

- использовать стандартное программное обеспечение в профессиональной деятельности;

- выделять основные понятия и методы защиты информации,

- применять современные компьютерные технологии;

- применять знания о биологическом многообразии, о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека,

о взаимодействии организма и среды, принципах охраны природы и рационального природопользования, о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.

Владеть:

- основными методами математического анализа;

- способами проектной и инновационной деятельности в образовании; способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

- навыками проведения экологического эксперимента и обработки его результатов, составления маршрутов экологических троп как основы воспитания экологической культуры человека.

ОК-1-3

ИК-1-6

СЛК-1-5

ПК-15

ПК-29

ПК-31

ПК-42

ПК-51

ПК-52

Вариативная часть (знания, умения и уровни владения ими определяются ООП вуза)

Б.3

Профессиональный цикл

110-130

Базовая общепрофессиональная часть для всех профилей

В результате изучения базовой части цикла бакалавр должен:

Знать:

- основные коммуникативные грамматические структуры, наиболее употребительные в письменной и устной речи;

- стилистические характеристики письменных текстов;

- основы политкорректности на уровне лексических единиц;

культурно-исторические реалии; нормы этикета страны изучаемого языка;

- основные этапы становления, принципы организации (школы и направления) и области специализации современного китаеведения;

- закономерности и особенности функционирования правовых систем и государств, присущие им типологические черты, проявляющиеся на различных этапах развития общества, культуры и цивилизаций;

- общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений;

- сущность государственной власти и структуру государственного аппарата;

- соотношение типов и форм государства;

- место и роль государства в политической системе общества;

- понятие, содержание и принципы правового государства;

- культуру и традиции стран изучения иностранного языка;

- страноведение КНР в объеме, необходимом для специалиста по сервису;

- современное состояние политических и экономических процессов в Центральной Азии;

- теоретические основы внешней политики Китая в прошлом и на современном этапе;

- основные направления и методы осуществления внешней политики Китая в Центральной Азии;

- основные проблемы взаимодействия Китая с крупнейшими внерегиональными акторами международных отношений в Центральной Азии.

Уметь:

- соблюдать в речи правила фонологической системы изучаемого языка;

- осуществлять комментирование прочитанных и прослушанных текстов.

- продуцировать связные высказывания по тематике программы;

- работать с зарубежными источниками информации в области профессиональной деятельности;

- применять полученные знания при изучении дисциплин профессионального цикла;

- грамотно ориентироваться в теоретических положениях различных политико-идеологических концепций и государственно-правовых доктрин;

- давать профессиональную оценку современным явлениям государственно-

правовой жизни, как в Кыргызской Республике, так и за рубежом;

- применять полученные знания в практической деятельности по укреплению законности и правопорядка;

- самостоятельно совершенствовать профессиональное мастерство путем

непрерывного пополнения своих знаний с учетом развития законодательства, теории и практики;

- методически грамотно проводить научные исследования актуальных проблем проявляющиеся на различных этапах развития общества, культуры и цивилизаций;

- характеризовать произведения духовной и материальной культуры;

- уметь оценивать вклад культуры КНР в мировую культуру;

- составлять комплексную характеристику страны;

- учитывать специфику работы с различными группами потребителей в соответствии с их этнокультурными и религиозными особенностями;

- оценивать результаты своей деятельности;

- анализировать региональные политические, экономические, социальные процессы;

- устанавливать взаимосвязь между глобальными международными процессами, тенденциями внутреннего развития Китая и обстановкой в Центральной Азии;

- использовать методы исследования политических, экономических, социальных процессов в изучаемом регионе для обобщающих выводов и оценок.

Владеть:

- информацией коммуникативно-поведенческого и страноведческого характера в рамках программы;

- способностью преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения;

- всеми видами речевой деятельности;

-основами культуры речевого общения на иностранном языке в общей и профессиональной сферах общения;

- основами поиска и верификации сведений по различным аспектам китаеведения;

- навыками научного подхода к анализу и оценке государственно-правовых

институтов, юридических норм;

- основным содержанием теории страноведения;

- навыками поиска, отбора и обобщения информации для составления страноведческой характеристики;

- методами поиска, критического восприятия и принципами отбора информации по страноведению из отечественных и зарубежных

источников, в том числе из глобальной сети Интернет.

78-90

ОК-1-3

ИК-1-5

СЛК-1-5

ПК-1-15;

ПК-18

ПК-23

ПК-24 ПК-29

ПК-31

ПК-32
ПК-39-44

ПК-49

ПК-50

ПК-51

ПК-52

Вариативная часть (знания, умения и уровни владения ими определяются ООП вуза)

Б.4.

Физическая культура

400 часов

Б.5.

Практика

12-15

Б.6

Итоговая аттестация

12-15

Общая трудоемкость основной образовательной программы

240

1. Трудоемкость отдельных дисциплин, входящих в ЦД ООП, задается в интервале до 10 кредитов.

2. Суммарная трудоемкость базовых составляющих ЦД ООП Б.1, Б.2 и Б.3 должна составлять не менее 50% от общей трудоемкости указанных ЦД ООП.

(***) Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы. Государственные аттестационные испытания вводятся по усмотрению вуза.

5.3. Требования к условиям реализации ООП подготовки бакалавров.

5.3.1. Кадровое обеспечение учебного процесса.

Реализация ООП подготовки бакалавров, должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. Преподаватели профессионального цикла, как правило, должны иметь ученую степень кандидата, доктора наук и (или) опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

Доля преподавателей, имеющих степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должна быть не менее 15 %. До 5% от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

5.3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса.

Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждых 100 обучающихся.(перечень изданий по макету)

Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Кыргызской Республики об интеллектуальной собственности и международных договоров Кыргызской Республики в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

5.3.3. Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующих действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

лингафонные кабинеты, обеспечивающие возможность проведения занятий по практическому курсу иностранного языка и практикуму по культуре речевого общения;

мультимедийные классы, оснащенные оборудованием для воспроизведения аудио- и видеоматериалов в аналоговых и цифровых форматах;

использования современных информационных технологий в юриспруденции, приобретения умения и навыков получения, обработки, хранения и распространения научной правовой информации.

5.3.4. Оценка качества подготовки выпускников.

Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением на основании действующего Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного государственным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также данного ГОС ВПО в части требований к результатам освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра.

Настоящий стандарт по направлению 532300 «Китаеведение» разработан Учебно-методическим объединением по образованию в области лингвистики при базовом вузе - Кыргызском Национальном Университете имени Жусупа Баласагына.

Председатель УМО Усекеев Э.Ж.

Составители:

1. Джумагулов Айдар Муратович – руководитель УМО, первый заместитель директора Кыргызско-Китайского института КНУ им.Ж. Баласагына, кандидат юридических наук, доцент

2. Имазов Мухаме Хусезович – заведующий центром «дунгановедения и китаистики» Академии наук КР, доктор филологических наук, профессор

3. Абдынасыров Уран Тойбаевич – заведующий кафедрой «международных экономических отношений» Кыргызско-Китайского института КНУ им.Ж.Баласагына, доктор экономических наук, профессор

4. Юсупов Рашид Умарович – директор Института Конфуции (с кыргызской стороны) БГУ им.К.Карасаева, кандидат экономических наук, доцент

5. Джусаев Кубанычбек Джолдошбекович – заведующий отделом Азии департамента восточных языков МИД КР

6. Тюменбаев Шазадам – референт по делам религии Правительства КР

7. Конурбаев Тууганбай Абдрахманович – первый проректор КГУ им.И. Арабаева, кандидат психологических наук, доцент

8. Атаханов Авазбек Кулубекович – руководитель секретариата, посол по особым поручениям, советник министра иностранных дел КР

9. Халилов Абдыганы Дарманбекович – декан факультета журналистики КНУ им.Ж.Баласагына, кандидат филологических наук, доцент

10. Джаныбаева Раиса Мамбеталиевна – заведующая межфакультетской кафедрой естественных и гуманитарных наук, Кыргызско-Китайского института КНУ им.Ж.Баласагына, кандидат философских наук, доцент

11. Нарынбаева Бактыгуль Борбиевна – заведующая кафедрой китайского языка и культуры Кыргызско-Китайского института КНУ им.Ж.Баласагына, кандидат филологических наук, доцент

12. Джоробекова Гульнура Эшимбековна – заместитель директора Кыргызско-Китайского института КНУ им.Ж.Баласагына, кандидат политических наук, доцент

13. Казакова Гулмира Жоломановна – начальник учебно-методического отдела Кыргызско-Китайского института КНУ им.Ж.Баласагына, ст. преподаватель

14. Алманбетова Чынара Сагыналиевна – директор колледжа Кыргызско-Китайского института КНУ им.Ж.Баласагына

15. Огонбаева Лола Бакытовна – заведующий отделом образовательной политики и технологий обучения КНУ им.Ж.Баласагына.